Колеса и ролики. Сложившаяся терминология
1. Составные части колеса
Диск, вращающися на оси, приводящий движущуюся конструкцию в движение, называется колесом.
Колесо состоит из составных частей: протектор, покрышка, центр колеса, отверстие колеса, роликовый механизм.
Протектор
Внешняя часть колеса, которая непосредственно соприкосается с поверхностью (земля, пол, напольное покрытие) называется протектор.
Шинка
Шинка или полоса вращения – это внешнее кольцо. Она изготавливается из другого материала, чем само колесо. Покрышка может быть фиксированной, если соединяется с центром колеса как одно целое (при этом используют клейкое вещество или механическое соединение), или насадной, если механическим способом монтируется к центру.
Центр
Центр – это опора колеса, которая соединяет покрышку с отверстием колеса. Он имеет разные формы и изготавливается из разных материалов. Это может быть одна часть, или две и более, соединенные друг с другом.
Отверстие колеса и роликовый механизм
Отверстие колеса представляет собой среднюю часть колеса, где размещается ось или роликовые механизмы, которые облегчают вращение (шариковый подшипник, роликовый подшипник, подшипник скольжения и т.д.).
В зависимости от конструктивных особенностей и материалов покрышки колеса можно поделить на 4 группы: резиновые, полиуретановые, монолитные (или с твердым протектором) и пневматические.
Резиновые колеса
Резиновая покрышка колеса состоит из эластомера, изготовленного из натуральной и/или синтетической резины. Резина, используемая для промышленных колес, может быть вулканизированной или отлитой методом впрыска.
Вулканизация - это процесс, во время которого в резину добавляются специальные минеральные составы и вулканизирующие вещества. В процессе вулканизации меняется молекулярный состав резины: сначало вязкий материал помещают в форму, в которой происходит реакция и масса становиться неплавким продуктом, потом полученное кольцо механическим способом монтируется на диск. Вулканизированная резина обладает повышенной эластичностью.
Применяется и другой способ, при котором резина подвергается химическому синтетическому процессу. Полученная масса помещается в форму и лишь потом туда добавляется диск колеса.
Физико-механические характеристики вулканизированной резины варьируются в зависимости от качества используемой натуральной или синтетической резины, видов и количества добавленных минеральных составов и условий, при которых происходит процесс вулканизации.
Обычно, отлитая резина методом впрыска уступает по эластичности вулканизированной резине высшего качества, и совпадает по характеристикам с вулканизированной резиной среднего и низкого качества.
Ниже указаны основные физико-механические параметры, характеризующие качество резины (для определения каждого параметра смотрите стандарты, указанные возле каждого параметра):
- твердость |
UNI EN ISO 868/1999 |
- характерная плотность |
ISO 2781-ISO 1183 |
- сопротивление ударам |
ASTM D 945-DIN 53512-ISO 4662 |
- истирание |
DIN 53516 |
- предельная растяжимость |
ISO 37-ASTM D 412c |
- критическое удлинение |
ISO 37- ASTM D 412c |
- сопротивление надрыву |
ASTM D 624b |
-остаточная деформация при сжатии |
ISO 815 |
Эти параметры взаимосвязаны, т.е. изменение одного из них влечет изменение других параметров.
Жёсткость – это параметр, который легче всего определить; увеличение жёсткости снижает эластические свойства (сопротивление ударам, критическое удлинение, остаточная деформация при сжатии).
Напротив, такие параметры как сопротивление надрыву и истирание зависят, главным образом, от состава вулканизированной резины, и в меньшей степени от жёсткости.
Полиуретановые колеса
Полиуретаны - это химические соединения, полученные в результате реакции полимеризации. Когда смешиваются два компонента, принадлежащие разным группам соединений, в подогретом состоянии. Температура поддерживает компонеты в жидком состоянии с низкой тягучестью. Эластомерные полиуретаны не содержат дополнительных минеральных составов. Смесь выливается в подогретые форма, в которых находится металлический и пластиковый диск. Полеуретан соединяется с диском на химическом уровне. Наличие широкого спектра химических соединений позволяет создавать различные формы.
иже следуют основные физико-механические параметры, характеризующие качество полиуретана (для определения каждого параметра смотрите стандарты, указанные возле каждого параметра):
- жёсткость |
UNI EN ISO 868/1999 |
- характерная плотность |
ISO 2781-ISO 1183 |
- сопротивление ударам |
ASTM D 945-DIN 53512-ISO 4662 |
- истирание |
DIN 53516 |
- предельная растяжимость |
ISO 37-ASTM D 412c |
- критическое удлинение |
ISO 37- ASTM D 412c |
- сопротивление надрыву |
ASTM D 624b |
- остаточная деформация при сжатии |
ISO 815 |
Колеса на литой резине
Диск и обод монолитных колес изготовлены из одинакового материала. Физико-механические характеристики колеса изменяются в зависимости от используемого материала.
К материалам, которые чаще всего используются в данном виде колес, относится чугун и термопластиковые материалы.
Пневматические колеса
Пневматические колеса состоят из покрышки, изготовленной из эластичной резины, и диска, выполненного из листовой стали методом штамповки. Диск крепиться к оси при помощи двух шариковых подшипников.
2. Колесные опоры
Колесная опора – это та кронштейн, который соединяет колесо с тележкой. Как правило для всех видов тележек или подвижного оборудования необходима колесная опора, для крепления колеса. Исключение составляют те тележки, на которых в конструкции уже предусмотрена ось для колеса. Для таких тележек используются колеса без кронштейна, колесной опоры.
Колесные опоры бывают поворотными и неповоротными.
2.1. Поворотные колесные опоры
Поворотные колесные опоры способны вращаться вокруг своей оси в вертикальной плоскости и служат для придания подвижной конструкции маневренности. Маневренность - это способность тележки менять направление движения.
В зависимости от типа крепления к тележки колесные опоры бывают с: платформенным креплением, с болтовым креплением, а так же с креплением под болт.
Поворотные колесные опоры могут оснащаться тормозом. Тормоз- это механизм, который останавливает вращение колеса. Используется так же система с двойной фиксацией, когда блокируется не только вращение колеса, но и вращение колесной опоры.
2.2. Неповоротная колесная опора
Неповоротная колесная опора придает направленность движению. А маневренность или управляемость тележке придают поворотные колесные опоры.
Проще говоря, неповоротные колеснные опоры изготавливают из листовой стали методом штамповки в форме пластины в виде буквы “U”. Внизу просверлены отверстия для размещения оси колеса, а вверху – отверстия для крепления к тележке.
Осевой механизм соединяет колесо с колесной опорой. Обычно он состоит из болта, гайки, пыльников и подшипника.
Впростейших случаях осевой механизм крепится заклепками непосредственно к опорной вилке ролика.